Электронная библиотека / «Минимизировать контакты и ждать вакцинации»
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1978

«Минимизировать контакты и ждать вакцинации»

Описание:

В интервью с иммунологом Николаем Крючковым идет речь о том, что делать родителям и опекунам детей с синдромом Дауна, чтобы уберечь их от COVID-19, и существуют ли в их случае риски, которых нет у других детей.

Что делать родителям и опекунам детей с синдромом Дауна, чтобы уберечь их от COVID-19? Существуют ли в их случае риски, которых нет у других детей? Об этом рассказывает Н.А. Крючков, эксперт по общественному здоровью и международному здравоохранению, генеральный директор контрактно-исследовательской компании Clinical Excellence Group, иммунолог, кандидат медицинских наук. 

Крючков.jpg

– Николай Александрович, родители детей с синдромом Дауна задают вопросы об особенностях протекания новой коронавирусной инфекции. Мы знаем, что у этих детей основной диагноз часто отягощен другими патологиями: пороками сердца, эндокринными заболеваниями, эпилепсией и так далее. Действительно ли они рискуют больше других?

– К сожалению, это так. Согласно крупным исследованиям в Великобритании и США, люди с синдромом Дауна в пять раз чаще госпитализируются с ковидом и в десять раз чаще умирают от него. Это характерно для любых серьезных респираторных инфекций в принципе. Развивающаяся в результате вирусного заболевания пневмония в их случае гораздо чаще приводит к смертельному исходу, чем у других людей. Действительно, у людей с синдромом Дауна могут быть и диабет 1 и 2 типа, и ожирение, и проблемы с сердцем, и бронхиальная астма, что значительно усугубляет ситуацию. Однако и сам по себе синдром Дауна, без всех этих дополнительных отягощений, является предиктором неблагоприятного развития болезни.

Показано, что у людей с синдромом Дауна старше 40 лет ровно такие же риски по ковиду, как у обычных людей старше 80 лет. Шансы летального исхода для них составляют около семи процентов – это очень высокая цифра для столь молодого возраста.

– А у детей?

– У детей риски ниже, однако тоже очень высокие – в несколько раз выше, чем у обычных детей. Трисомия по 21 хромосоме приводит к очень серьезным изменениям в организме, в частности, в строении верхних дыхательных путей. У них узкая челюсть, большой язык, выраженный аденоидит, вялость мышц гортани, благодаря чему вирусу технически легче проникнуть внутрь организма.

Вторая причина, почему болезнь у них протекает тяжелее, – то, что у них имеется особый ген, кодирующий фермент, необходимый для проникновения вируса внутрь клетки. Он кодируется как раз в 21-й хромосоме. В целевых клетках людей с синдромом Дауна он почти в два раза больше, чем у обычных людей. Это показали недавние международные научные исследования.

Далее – у них имеются особенности функционирования иммунной системы: недоразвиты T- и B-клетки, которые как раз отвечают за специфический иммунитет, зато усилен интерфероновый ответ, и в результате организм оказывается неспособен справиться с нагрузкой. Таким образом, риски развития крайне тяжелых состояний при ковиде у людей с синдромом Дауна, в том числе у детей, очень высоки.

1549894333_0-0-3079-1732_1920x0_80_0_0_49977701121fb7e856cc39b5670b3579.jpg

– Означает ли всё это, что таким людям срочно нужно вакцинироваться?

– Безусловно, да. Начиная с 18 лет, могут вакцинироваться все – в том числе и люди с синдромом Дауна. Но если говорить о детях, то сейчас в инструкциях ко всем зарегистрированным вакцинам детей и подростков нет. В настоящее время в США обсуждается вопрос о приоритетной вакцинации людей с синдромом Дауна, включая детский возраст. Мы знаем, что в России необходимость в этом не меньше. Я считаю, что детям с такого рода особенностями развития надо разрешить экспериментальное применение вакцины. Разумеется, только добровольно и только при соблюдении требований информированного согласия родителей и опекунов. Может быть, надо запустить отдельное исследование для таких детей, начав с подростков. Думаю, со временем так и будет.   

– Не столкнутся ли они с тяжелыми осложнениями после прививки?

– Если говорить о вакцине Спутник V, то она действительно высоко реактогенна. Примерно в 50 % случаев вакцинация приводит к различным реакциям – обычно это непродолжительные гриппоподобные состояния с небольшим повышением температуры и незначительной лихорадкой, которые проходят в течение 2-3 дней. Поскольку вакцина не содержит живого вируса, то нет и инфекции. Конечно, мы не можем исключить и более острых реакций на прививку – например, известно, что в крайне редких случаях наблюдаются суставные воспаления. Однако в любом случае опасности, которые таит сама болезнь, куда серьезнее.

Может быть, таким детям предпочесть менее токсичную вакцину?

Известно, что ЭпиВакКорона значительно менее реактогенна. Это означает, что в первые дни после вакцинации она гораздо реже вызывает побочные явления, но это еще не говорит об общей безопасности вакцины. КовиВак – это более традиционная вакцина, содержащая «убитый», инактивированный вирус. Однако эффективность ее пока недостаточно исследована. Поэтому, говоря о выборе вакцины, я бы говорил именно о Спутнике.  

– Что сейчас делать родителям детей с синдромом Дауна, чтобы уберечь их от инфекции?

– Возьмите все существующие санитарно-гигиенические требования и умножьте их на десять. Надо максимально соблюдать изоляцию, как можно реже бывать в местах массового скопления людей, использовать маски, санитайзеры и так далее. Если нет астмы или ХОБЛ, я даже рекомендую респираторы: они дают более высокую степень защиты. Предельно минимизируйте контакты и дожидайтесь вакцинации. 

COVID-19 и синдром Дауна: результаты исследования, проведенного в октябре 2020 года специалистами T21RS – Исследовательского общество трисомии 21 – первой международной некоммерческой научной организации исследователей, изучающих синдром Дауна

Рисунок1.png

Похожие материалы