Электронная библиотека / Правильная подготовка – залог успеха
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
1426

Правильная подготовка – залог успеха

Описание:

С чего начиналась работа учреждений культуры с людьми с инвалидностью? Как создавалась новая инклюзивная история музеев? Что изменилось за последние годы? На какие музейные программы могут рассчитывать особые посетители? Каким образом обеспечивается информационная доступность экспозиций и интерактивных образовательных программ музеев? Что такое социальные истории посещения музеев и для чего они нужны? Ответы на эти и другие вопросы читатели найдут в данной статье. 


Работа с людьми с инвалидностью в учреждениях культуры, в частности в музеях, ведется на протяжении длительного времени. Сейчас уже невозможно сказать, кто, когда и как ее начал. Но это точно случилось за много десятилетий до того, как в нашу жизнь вошло слово «инклюзия».

Например, любимый многими детьми и взрослыми Дарвиновский музей в Москве на протяжении всей своей истории был открыт для посетителей с инвалидностью различных категорий. Основатель и первый директор музея Александр Федорович Котс проводил экскурсии для таких посетителей с середины 20-х годов прошлого века. В своих залах Дарвиновский музей принимал выздоравливающих бойцов Гражданской и Великой Отечественной войн, помогая травмированным на фронте людям восстанавливать общественные связи. Директор музея и его супруга Н. Н. Ладыгина-Котс взяли шефство над некоторыми московскими госпиталями, где они читали лекции. Надежда Николаевна, будучи профессиональным психологом, проводила реабилитационную работу с ранеными женщинами, пострадавшими во время Великой Отечественной войны.

Похожим образом организовывали свою деятельность и многие другие музеи не только в столице, но и в других регионах страны. В то же время опыт большого числа музеев свидетельствует о том, что там, в сущности, никогда не было намеренного разделения посетителей на людей с инвалидностью и без: не музей приспосабливался к нуждам таких посетителей, а посетители – к музею. А значит, проблема доступности содержания музейных программ людям с нарушениями интеллекта всегда оставалась немного в тени. Что касается детей с синдромом Дауна, то если знакомство такого ребенка с музейными экспозициями и происходило, то исключительно благодаря инициативе его родителей.

Новая инклюзивная история музеев, в рамках которой для людей с интеллектуальными особенностями стали создаваться специальные программы, началась уже в нынешнем столетии. Если говорить о Москве, то здесь на протяжении долгого времени организация специальных музейных мероприятий для таких людей была локальной инициативой учреждения культуры или отдельных сотрудников. К примеру, координатор семейной поддержки Даунсайд Ап Алла Киртоки вспоминает, как в 2008 году стартовал интереснейший проект для детей с синдромом Дауна в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Регулярно дети-дошкольники (а затем – младшие школьники, поскольку проект продолжался три года) посещали галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Казалось бы, не самый очевидный выбор контента для таких посетителей. Однако проект пользовался у детей успехом благодаря искусствоведу Светлане Семеновне Морозовой, придумавшей и проводившей для ребят чудесные экскурсии.

04_01.jpg

В настоящее время ситуация стремительно меняется. Хотя энтузиасты по-прежнему остаются главным драйвером включения детей и взрослых с инвалидностью в общее социокультурное пространство, теперь решение этих задач контролируется на законодательном уровне. 1 декабря 2015 года постановлением Правительства №1297 была утверждена Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 гг. Распоряжением от 23 февраля 2018 года №308-р эта программа продлена до 2025 года. В настоящей редакции одна из ее целей – «обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения». Как заявлено в программе[1], к 2020 году доля приоритетных объектов в сфере культуры, которые будут доступны для людей с инвалидностью, должна составить 47,8 %.

Несмотря на то, что до заявленного срока остается еще несколько лет, уже сейчас многие музеи стали развивать свои программы для людей с инвалидностью. И если раньше слово «инвалид» для многих ассоциировалось только с человеком, который передвигается на инвалидной коляске, то теперь принимаются в расчет люди с самыми разными физическими и интеллектуальными нарушениями. Поэтому кроме физической доступности обеспечивается также информационная доступность экспозиции и интерактивных образовательных программ музея.

04_03.JPG

Специальные программы для людей с интеллектуальными особенностями реализуются в таких музеях города Москвы, как: ГМИИ им. Пушкина, Государственный Исторический Музей, Государственная Третьяковская галерея, «Экспериментаниум», Музей современного искусства «Гараж», Музей русского импрессионизма, ММОМА, Музей-заповедник «Царицыно», Политехнический музей, Государственный Дарвиновский музей, Музей человека «Живые системы» и другие.

Как правило, наличие доступных программ для данной аудитории предполагает адаптированные экскурсии, мастер-классы и другие мероприятия. Впрочем, для особых посетителей доступность музея начинается еще до того, как они переступят его порог. Специально для них музеи подготавливают так называемые социальные истории посещения, с которыми можно ознакомиться заранее, а в некоторых случаях – дополнить их с учетом особенностей конкретного человека, собирающегося на экскурсию или на другое музейное мероприятие.

Вот, например, на сайте Дарвиновского музея сопровождающим людей с интеллектуальными особенностями рекомендуется внести свои коррективы в социальную историю, если какие-то ее части покажутся им чересчур сложными или, наоборот, слишком легкими. Для этого можно сделать следующее: использовать меньше слов, больше фото самого человека с особыми образовательными потребностями и его личных вещей. Или, напротив, уменьшить количество картинок, внести больше подробностей, интересных этому конкретному человеку: отразить, когда, как и с кем он доберется до музея (дата, день недели, время, машина, метро, автобус, с учителем, мамой, бабушкой), каким образом и куда поедет после экскурсии (транспорт, место, сопровождающий).

«Когда ваша социальная история будет готова, с ней можно будет работать, – отмечается на сайте музея. – Лучше ее сделать заранее: для кого-то – за неделю до посещения музея, кому-то достаточно накануне. Родитель или педагог может представить историю, прочитав ее, а затем человек с интеллектуальными особенностями может читать историю самостоятельно. Вы можете взять социальную историю с собой в день мероприятия и в случае необходимости обратиться к ней».

Социальные истории – инструмент работы с детьми и взрослыми с интеллектуальными особенностями, который применяется уже почти тридцать лет.

04_06.JPG

Изначально они были разработаны как средство обучения людей с особыми образовательными потребностями различным социальным и бытовым навыкам. Социальные истории представляют собой подробные инструкции к различным жизненным ситуациям, например, описывают процесс чистки зубов или поход ко врачу. Все их объединяют правила, которым подчиняется каждая социальная история. Вот несколько таких правил:

  • В социальной истории нужно использовать больше изображений, чем текста. Текст при этом должен быть достаточно простым. Изображения могут быть как в виде картинок, так и в виде фотографий. Фотографии должны быть актуальными и демонстрировать то, с чем человеку предстоит столкнуться в ситуации, которой посвящена социальная история.
  • Социальная история должна быть как можно более адаптирована под каждого конкретного человека. Здорово, если получится добавить в социальную историю имя или фотографию того человека, для которого она создана.
  • Каждой операции в социальной истории должна быть отведена своя страница (или свой слайд, если речь идет о PDF формате социальных историй).

Музейные социальные истории – явление относительно новое, но уже сейчас они есть во многих музеях и помогают посетителям с нарушенным интеллектом и их сопровождающим подготовиться к посещению: заранее увидеть место, куда предстоит пойти, экскурсовода, узнать, для чего необходимо показывать охраннику содержимое своей сумки и как сдать одежду в гардероб.

Социальные истории и расписание адаптированных мероприятий для взрослых и детей с особенностями развития, как правило, можно найти на сайтах музеев. Чтобы потенциальные посетители не запутались в навигации, веб-сайты некоторых музеев оснащены отдельной страницей, которая называется «Доступный музей». Если же на сайте музея нет подобной страницы, информацию о наличии специальных программ стоит заранее уточнить по телефону или электронной почте.

Конечно, если выбирать только те учреждения культуры, в которых созданы условия для посещения детьми и взрослыми с инвалидностью, то многие интересные музейные экспозиции посмотреть не удастся. Тем более, если речь идет о региональных музеях, которые обладают меньшими кадровыми и материальными ресурсами для реализации таких программ, но не менее интересны любым посетителям. Упускать такие возможности не стоит. Поэтому родителям и педагогам необходимо знать, как можно самостоятельно подготовить ребенка или группу детей к походу в музей.

04_02.jpg

Чтобы посещение было действительно продуктивным и комфортным для всех участников экскурсии – даже для сотрудников музея – непременно стоит взаимодействовать с ними во время планирования визита и подготовки к нему.

Основные рекомендации для продуктивного взаимодействия таковы:

  • За несколько дней до экскурсии можно посетить музей самостоятельно или вместе с детьми, сделать необходимые фотографии (важно не забыть уточнить правила проведения фотосъемки в музее), а затем подготовить социальную историю на основе добытого материала. Такая социальная история может получиться гораздо лучше инструкции, подготовленной специалистами, ведь они не знают потребностей конкретного ребенка так же хорошо, как сопровождающие его взрослые.
  • Обязательно следует уточнить у сотрудников музея тему экскурсии, ее маршрут и информацию об опорных экспонатах. Используя полученные знания, можно провести беседу или занятие с детьми на тему, близкую или совпадающую с темой экскурсии. В таком случае, даже если материал, который будет преподносить экскурсовод, окажется недостаточно адаптированным, детям будет проще сориентироваться, опираясь на ранее полученные знания.
  • Довольно часто для групп посетителей с особенностями интеллектуального развития музеи готовят не только специальные экскурсии, но и мастер-классы. К предметно-практической деятельности имеет смысл также подготовиться, чтобы дети не растерялись в незнакомом пространстве или в процессе работы с музейными педагогами. Предварительно будет не лишним обсудить с сотрудниками музея технику и материалы, которые они планируют использовать на мастер-классе, и попробовать сделать похожую работу с ребенком или группой детей. После такой подготовки у особого ребенка появится больше возможностей проявить самостоятельность в создании работы на мастер-классе, и он будет меньше прибегать к помощи взрослых, потому что материал будет ему уже знаком.

Как правило, сотрудники музеев хотят сделать все для того, чтобы у каждого из их гостей остались лишь приятные воспоминания после визита. Но, к сожалению, до сих пор у людей, напрямую не связанных с темой инвалидности, остается еще очень много страхов и опасений, которые базируются на незнании, как работать и как взаимодействовать с такими детьми и взрослыми. При этом не все могут подобрать нужные слова для того, чтобы задать важные вопросы об особенностях посетителя и о том, как правильнее выстраивать коммуникацию с ним. Здесь очень важно, чтобы сопровождающие были готовы в случае необходимости первыми начать разговор и корректно рассказать о сильных и слабых сторонах детей, планирующих посетить мероприятие, их навыках и сферах интереса, которые могут иметь значение для визита в музей. Может потребоваться также оказать посильную помощь сотрудникам музея во время проведения мероприятия: направить их и помочь установить контакт с ребенком. Важно, чтобы это действительно был прямой контакт сотрудник – ребенок.

Для организации удачного похода людей с особыми образовательными потребностями в музей важно не забывать о том, что инклюзия – это движение навстречу друг другу.


[1] Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы. Утверждена постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297. Действующая редакция госпрограммы «Доступная среда».


*Публикация подготовлена с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов

Похожие материалы