Электронная библиотека / Опасное поведение ребенка: что делать родителям
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
378

Опасное поведение ребенка: что делать родителям

Описание:

Что делать, если ребенок не просто плохо себя ведет, а его поведение становится опасным для него самого или других людей? В статье приводятся ответы на самые частые вопросы по этой непростой теме. Эти ответы в рамках вебинара Даунсайд Ап дал Артем Гаврилов, поведенческий специалист Ассоциации специалистов по психомоторному развитию детей и подростков с особыми возможностями здоровья «Петра». 

Что делать, если ребенок не просто плохо себя ведет, а его поведение становится опасным для него самого или других людей? В рамках вебинара Даунсайд Ап на самые частые вопросы по этой непростой теме ответил Артем Гаврилов, поведенческий специалист Ассоциации специалистов по психомоторному развитию детей и подростков с особыми возможностями здоровья «Петра».

– Какое поведение считается опасным?

– Опасное поведение – это такие действия, которые могут нанести вред здоровью и жизни ребенка или окружающих. Примеры опасного поведения: на улице маленький ребенок вырывается и убегает, ребенок постарше – уходит без предупреждения; пытается съесть или выпить несъедобные вещи (песок, камни, бытовую химию, лекарства, уксус); грызет провода, засовывает предметы в розетку; включает газ или горячую воду; выбрасывает вещи из окна или забирается на подоконник, открывает окно. Агрессия или самоагрессия — это тоже опасное поведение. Любое подобное поведение нужно мгновенно остановить!

– Почему возникают такие проявления у ребенка?

– Я работаю в концепции прикладного анализа поведения (АВА-терапия) и вижу, что у детей с особенностями развития опасное или нежелательное поведение не возникает без причины. Чаще всего ребенок такому поведению научился. Конечно, никто специально не учит его прыгать из окна или играть с ножом. Просто у ребенка есть какая-то потребность, но он не знает, как ее удовлетворить. И если однажды специально или совершенно случайно добивается своего неподходящим способом, то чувствует: «Это действует!» – и начинает так поступать снова и снова. 

– Расскажите на примере, как это работает.

– Детям с синдромом Дауна, как и всем людям, нужны эмоции, тем более если развитие речи затруднено. Представьте: ребенок не говорит и особо не владеет другими способами коммуникации, впечатлений у него в жизни мало, он не знает, где их получить. И тут он случайно роняет чашку на пол, чашка разбивается. Мама, которая до этого была спокойной (читайте – не включенной), тут же краснеет и начинает кричать. Вот они, эмоции! Кстати, в таких случаях для ребенка не очень важно, какие это эмоции, позитивные или негативные, потому что всё равно это лучше, чем никакие. И ребенок начинает повторять такие действия снова и снова. Это пример скорее нежелательного, чем опасного поведения, но чем ярче взрослый реагирует, тем более «опасным» становится поведение ребенка. От кидания чашки на пол до бросания тяжелых предметов в окно, причем от первого до второго на самом деле не очень-то и далеко.

– Получается, взрослые своими эмоциями закрепляют нежелательное поведение ребенка?

– Верно. Взрослые не понимают, что «плохим» поведением ребенок не хочет им навредить, а просто пытается добиться своего: устроить истерику и не пойти на занятия; убежать и отправиться гулять; плеваться и драться, чтобы его скорее забрали из детского сада. И ребенка даже не пугает возможное наказание: ради желаемого или сильных эмоций он готов потерпеть. Поначалу нежелательное поведение скорее рефлекторное, ребенок использует самые доступные приемы: пытается что-то погрызть, кинуть, закричать. Но постепенно оно начинает закрепляться, и вот тогда начинается агрессия, убегания или что-то подобное. 

– Что делать, чтобы прекратить опасное поведение ребенка?

– В первую очередь, такое поведение нужно остановить здесь и сейчас. Потому что это вопрос жизни и здоровья. Ребенок бежит через дорогу – схватить за руку, пытается выпить уксус – отобрать и спрятать бутылку, прыгает на подоконнике – снять оттуда и срочно поставить блокираторы на окна. А вот дальше надо обязательно задуматься, что делать. Скажу, как есть: взрослому полезно начать с себя. Ведь для того, чтобы работать с опасным поведением ребенка, родитель должен иметь силы, внутренний ресурс: спокойствие, собранность, сдержанность, фантазию и энергию. Ему необходимо спокойно реагировать на проявления ребенка, не кричать и не ругаться. Иначе ничего не получится. Важно подкрепить себя, набраться сил: кому-то поможет психолог, кому-то просто нужен отпуск или приятные впечатления в жизни. Только будучи в ресурсе, можно начать разбираться, в чем проблема ребенка. 

– Ладно, родитель в ресурсе. Что делать дальше?

– Хорошая новость: если ребенок однажды научился опасному поведению, значит, его можно и отучить, и переучить. Начинать лучше с тех небольших моментов, с которыми вы можете разобраться. Попробуйте с завтрашнего дня (а лучше прямо сегодня!) не подкреплять такое поведение. Ребенок кидает вещи – не кричите на него, спокойно предложите собрать вещи, делайте это вместе с ним. Дерется на площадке – просто уведите, сказав: «Мы так не делаем». Бежит через дорогу – молча схватите его за руку и остановите, но не кричите, не давайте ребенку заряд новых эмоций. Но!   Совсем игнорировать опасное поведение тоже нельзя — ребенок решит, что ему всё позволено. 

– Вы сказали, что часто причина опасного поведения – отсутствие в жизни ребенка эмоций. Значит, нужно давать ему позитивные эмоции?

– Да, вы не решите проблему, просто лишив ребенка негативной подпитки. Точнее, опасное поведение прекратится, но внутренняя нужда ребенка в эмоциях останется. На этом месте будет пустота, которая очень быстро заполнится… другим опасным поведением, которое будет еще хуже прежнего. Поэтому нужно предложить ребенку замену — напитывать его позитивными эмоциями. Ведь родители зачастую ругают очень эмоционально, а хвалят мимоходом. Попробуйте действовать так: если ребенка нужно поругать, делайте это быстро, четко и… скучно: «Плохо! Так делать нельзя!» А вот если он сделал что-то хорошее, то хвалите его очень эмоционально, долго, в первое время даже несколько преувеличенно. Ребенок должен понять, что приятнее получать эмоции от хороших вещей. 

– Причина опасного поведения ребенка не всегда кроется в отсутствии эмоций. Для чего еще ребенок невольно может использовать нежелательное или опасное поведение?

– Бывает несколько целей такого поведения: 1) избежать требований (убежал – не надо идти на занятия); 2) привлечь внимание (закричал – мама ко мне подошла); 3) получить желаемое (упал на пол в магазине – тут же купили конфетку); 4) самостимуляция (ребенок жует бумагу просто потому, что получает от этого удовольствие). Помните: прямые запреты, равно как и попытки убеждения, как правило, не работают.  Необходимо разобраться, какую цель ребенок преследовал своим опасным поведением, чтобы заменить его более подходящим способом удовлетворения этой потребности. 

– Расскажите, как может происходить такая замена?

Когда вы начинаете по-другому реагировать на опасное поведение ребенка, в первое время он может вести себя даже хуже, чем раньше, пытаясь привлечь ваше внимание и сделать так, чтобы всё оставалось по-прежнему. Поэтому важно сразу предложить ему варианты, чем заменить нежелательное поведение. Если ребенок убегает, чтобы поиграть, то нужно дать ему возможность игры, не жалеть времени, сил и играть с ним. Если ребенку не хватает телесных ощущений, нужно их давать больше: гулять, бегать, делать массаж, бороться, щекотать, обниматься. Если он грызет что-то, возможно, ему нужна стимуляция: предлагайте ему яркие вкусы, что-то кислое, терпкое или твердое, вроде морковки. Если ребенок закатывает истерики, потому что его не понимают, нужно предложить ему дополнительные средства коммуникации. Недавно у меня был случай: мальчик убегал с занятий. Я сделал ему карточку «Перерыв» и объяснил, что он может показать ее педагогу и спокойно выйти. Сначала он использовал карточку постоянно, но потом стал делать это всё реже и в итоге начал работать на занятиях гораздо дольше и лучше, потому что понял, что никто его не удерживает, что он может в любой момент использовать карточку — и это его очень успокоило. 

– Как родитель может понять, что нужно ребенку, особенно если тот не говорит и никак не может сообщить о своих потребностях?  

– Нужно очень внимательно наблюдать за ребенком. Родитель все равно хотя бы примерно знает, что его ребенку нравится: определенные места, люди, еда, игры и т. д. Этот перечень не так велик. Пробуйте, экспериментируйте. А еще есть простой метод анализа поведения, он называется «таблица АВС». Разделите лист бумаги на три столбца. В среднем пишете, как ведет себя ребенок, что делает (убегает, кусается и т. д.). В первом столбце пишете, что было перед таким поведением, условно – «запретили смотреть мультфильмы». А в третьей колонке пишете, каков результат этого поведения: «включили мультфильмы, он успокоился». Эта таблица часто сама по себе помогает скорректировать поведение, по ней сразу видно, что на самом деле происходит. А если вы решите обратиться к специалисту, таблица поможет ему в работе. 

– Родителей часто очень тревожит, когда дети с синдромом Дауна убегают. Как можно решить эту проблему?

– Убегание очень опасно, и чтобы с ним справиться, все средства хороши. Я предлагаю начать с того, чтобы натренировать ребенка ходить за руку. Это довольно «грубая» работа, на первый взгляд она похожа на дрессировку. Ребенок должен реагировать на инструкцию «Дай руку». Чтобы он это сделал, мы его поощряем, чаще всего едой: прошел за руку – молодец, получи награду (чипсы, конфету и т. д.). Не обязательно давать много сладкого: порежьте конфету на мелкие части, разломите чипс напополам. И не волнуйтесь: такие поощрения постепенно сойдут на нет, когда ребенок поймет, что ходить за руку — это приятно. Да, важно: ему действительно должно быть приятно. Был случай, когда ребенок убегал только у папы и только на перекрестке. Оказалось, что перед дорогой папа волновался и невольно очень сильно сжимал руку сына. 

Важно, чтобы не взрослый тащил ребенка, а тот сам крепко держал взрослого за руку. А еще мог попросить, если хочет куда-то повернуть, идти медленнее или быстрее. Не говорит – значит нужно придумать какой-то звук или жест, которым он может сообщить в таких случаях о своем пожелании. И чтобы ребенок знал знак «стоп» (показываем рукой) и слушался этой команды. При таком подходе процесс хождения —это целенаправленная тренировка. Но в ней нужно найти приятные моменты: возможность общаться, шутить, превратить ее в игру.

Если ваш ребенок постарше, но все равно убегает, нужно разбираться с причинами такого поведения, и это лучше делать вместе со специалистом. 

– Если обобщить — что важно понять взрослым, чтобы прекратить опасное поведение ребенка или избежать его?

– Думаю, стоит понять, что наблюдать за ребенком и общаться с ним важнее и интереснее, чем его постоянно ругать и вести с ним войну. Каждый ребенок достоин хорошей жизни, той, которая ему нужна. И в силах родителей ему в этом помочь — найти для него более легкий и безопасный способ жить.  


Похожие материалы