Электронная библиотека / Ключи к мотивации: стажировка человека с синдромом Дауна
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
842

Ключи к мотивации: стажировка человека с синдромом Дауна

Описание:

Для некоторых молодых людей с синдромом Дауна первым шагом на пути к будущей работе может стать стажировка. О том, что это за этап жизни человека с особенностями развития и как к нему подготовиться, рассказывают специалисты Даунсайд Ап Юлия Лентьева и Нурсина Галиева, которые уже не первый год работают с подростками и молодыми людьми с синдромом Дауна, в том числе организуют для ребят стажировки.

История Даши

Даше 24 года. Уже несколько лет она посещает в Даунсайд Ап занятия для подростков и взрослых, и вот пришло время нового этапа в ее жизни – профессиональной стажировки. Сейчас она проходит практику в доме для пожилых людей. В ее обязанности входит помощь на кухне (накрыть на стол, принести чай) и несложная уборка помещений (протереть пыль на тумбочках, на подоконниках и поручнях, всё продезинфицировать). Сама Даша говорит, что ей нравятся бабушки, а еще нравится, что там есть кот. По словам психолога Даунсайд Ап Валентины Савиной, Даша воспринимает работу как важную часть жизни, отделяя ее от занятий в фонде, семьи и досуга. Педагоги, которые сопровождают ребят во время стажировки, уверены: такая работа подходит Даше. Девушка удивительно внимательна к людям, очень заботлива. Когда кому-то плохо, она старается помочь и интуитивно чувствует, как это сделать. Она может так деликатно подойти к пожилому человеку, что не вызовет у него раздражения, наоборот – все ее очень быстро принимают, ждут, называют внученькой.

Для Анастасии, мамы Даши, стажировка дочери – очередной шаг на пути ее взросления. «Даше важно иметь свое дело, быть занятой, – рассказывает Анастасия. – Она готова делать что угодно, лишь бы не сидеть дома. Но стажировка не просто досуг, это возможность расширить свой взгляд на мир, познакомиться с разными видами деятельности. Мне кажется, Даша стала более организованной: у нее появилась ответственность, конкретные обязанности, она должна следить за временем, контролировать себя в самых разных ситуациях. Это шанс узнать, на что ты способен, проявить свой потенциал».

Кому «светит» стажировка

Для части молодых людей с синдромом Дауна в жизни наступит время, когда станет понятно: хорошо бы подумать о стажировке как о первом шаге на пути к будущей работе. О том, что это за этап жизни человека с особенностями развития и как к нему подготовиться, мы поговорили со специалистами Даунсайд Ап Юлией Лентьевой и Нурсиной Галиевой, которые уже не первый год работают с подростками и молодыми людьми с синдромом Дауна, в том числе организуют для ребят стажировки.

– Скажите, любой ли человек с синдромом Дауна может пройти стажировку?

Ю. Л.: Не все люди с ментальными особенностями могут и хотят работать на открытом рынке труда, и это совершенно нормально! Стажировка и последующее трудоустройство – это лишь один из видов профессиональной занятости. И для того, чтобы попасть на стажировку, человек должен кое-что уметь.

– Что именно?

Н.Г.: В первую очередь, молодой человек должен сам изъявить желание пойти на стажировку. Он должен быть достаточно самостоятельным, как минимум, себя обслуживать: сам одеваться и раздеваться, знать свои вещи, уметь с ними обращаться; соблюдать гигиену; самостоятельно есть, и желательно – аккуратно; ориентироваться в пространстве. Еще он должен уметь общаться, и дело не только в разборчивости речи. Мы знаем ребят, у которых речь минимальна, но они вполне могут объясниться с другими людьми. На работе любому человеку приходится обращаться к коллегам, чтобы что-то попросить или сказать. Наша воспитанница Эльвира работает в офисе, сканирует документы. Ее туда взяли в том числе потому, что она сразу стала обращаться с разными вопросами к сотрудникам компании, была готова к коммуникации и этим вызвала доверие к себе.

– Вы называете навыки, которые нужны не только на работе, а почти в любой жизненной ситуации. И вряд ли человеку с синдромом Дауна их можно приобрести за месяц и даже за год. Получается, подготовка к стажировке начинается гораздо раньше?

Ю.Л.: Точно! Мы в Даунсайд Ап считаем, что ребенка с синдромом Дауна с первых лет жизни полезно учить тем навыкам, которые помогут ему, когда он повзрослеет, в том числе на стажировке или на работе. Если ребенок умеет соблюдать правила поведения и распорядок дня, имеет представление о личных границах, знает, как обращаться с разными вещами, может сделать выбор и быстро ориентируется в новой ситуации, во время стажировки ему будет гораздо легче. Все эти важные навыки приобретаются годами: и на занятиях, и во время различных мероприятий, и благодаря активной жизни семьи. Чем больше у человека багаж социального опыта, тем лучше.

Н.Г.: Мне кажется, хорошая стартовая площадка перед стажировкой – это разные ремесленные мастерские. Там необходима рабочая дисциплина, нужно четко выполнять инструкции и конкретные обязанности, делать что-то, что приносит результат – готовое изделие, которое еще и на ярмарке можно продать. Мастерские дают ребятам понять, что такое труд, работа.

– Какую роль в стажировке играют родители?

Ю.Л.: Настрой родителей невероятно важен! Ведь чаще всего родители – это движущая сила для своих детей с синдромом Дауна, они побуждают их учиться, заниматься, общаться. Правда, когда дело касается стажировок и работы, родители должны побудить ребенка к труду, а затем постепенно отойти в сторону. Именно так! Вы можете представить ситуацию: мама провожает 20-летнего сына на работу и ждет внизу на лавочке? Да, многие родители связаны со своими детьми с синдромом Дауна крепкими нитями, ослабить которые очень трудно. Но это нужно сделать – ради будущего их ребенка. Хорошо, когда у семьи есть поддержка, например, педагоги-кураторы или волонтеры учат человека, как добираться до места стажировки, а родители потом закрепляют эти новые умения.

– По вашему опыту: что значит стажировка ребенка для его родителей? Как они к ней относятся?

Н.Г.: Кто-то воспринимает стажировку как естественную часть взросления. Такие родители принимают тот факт, что ребенок становится более самостоятельным, у него появляются свои интересы, круг общения, и он способен справиться с какими-то трудностями. Некоторые родители видят стремление подростка к самостоятельности и понимают, что процесс нужно пустить в «мирное русло», чтобы у взрослеющего человека было серьезное дело. Иначе, стремясь к свободе, подросток постоянно спорит с родителями, устраивает истерики, может даже убегать из дома.

Ю.Л.: Время, когда ребенок с синдромом Дауна становится взрослым, очень непростое для родителей. Мы наблюдаем это и в контексте стажировок. Школьная история заканчивается, и вновь перед родителями неизвестность, надо выстраивать жизнь заново со своим новым, взрослым ребенком. Это очередные вызовы: надо менять график жизни семьи, чтобы возить ребенка на стажировку или учить его добираться до места самостоятельно; беспокоиться о его безопасности; учиться доверять ему, меньше контролировать; решать возможные проблемы или конфликты. Приходится бередить свое сердце расставаниями и переживаниями. Но ведь если признать тот факт, что ребенок действительно нуждается в социальной жизни, в работе, тогда всё это необходимо пройти. Иногда приходится напоминать родителям о том, что мы не вечны, и человек с синдромом Дауна должен многому научиться, чтобы потом он смог жить без родителей. Стажировка и работа могут ему в этом помочь.

– А мотив заработка важен для родителей и ребят?

Ю.Л.: Для кого-то важен. Даже небольшие деньги – это «плюс» в семейный бюджет. Например, ребята могут покрыть часть своих расходов: положить деньги на телефон или сделать кому-то подарок. Это замечательно! Правда, для этого нужно иметь представление о деньгах. И этому тоже необходимо учиться.

– Некоторые ребята с синдромом Дауна придумывают себе «работу мечты»: быть актером в театре, администратором ресторана или тренером в спортклубе. Наверняка вариант стать уборщиком или мойщиком посуды их не очень устроит?

Ю.Л.: Мы наблюдаем, что наши ребята склонны к «звездности» и им порой сложно с этим справляться. Особенно тем, кто серьезно занимается творчеством, спортом, постоянно бывает на публике. У нас в группах для подростков и молодых людей есть несколько «тусовщиков», которые, будь их воля, целыми днями только общались бы и получали комплименты от окружающих. Но регулярная оплачиваемая работа в театре, в кино и в модельном бизнесе – удел единиц. И здесь тоже очень важна позиция родителей. Если у них есть понимание ценности работы, то они могут своего ребенка соответствующе настроить.

Н.Г.: Главное – подобрать ключики к мотивации человека с синдромом Дауна. Многие наши ребята хотят трудиться, не важно на какой работе, если видят в ней смысл и четко обозначенную цель. Марина у нас – «звезда» в театре, ведущая, блогер. Но она с радостью проходит стажировку в доме для пожилых людей, потому что: а) она делает это в компании друзей, б) она понимает, что, вытирая пыль, помогает бабушкам и дедушкам. Ее труд важен, в нем большой духовный смысл! Но этот смысл, конечно, ребятам тоже нужно объяснять.

– Сотрудники Даунсайд Ап во время стажировки сопровождают ребят на рабочем месте. Расскажите, какова их роль?

Ю.Л.: Нельзя сразу переложить ответственность за ребят на сотрудников компании, ведь многие из них никогда не видели людей с синдромом Дауна, не общались с ними. У них могут быть свои страхи, опасения и стереотипы. Сопровождающие помогают наладить коммуникацию между коллективом организации и человеком с синдромом Дауна. На новом месте у работника с ментальными особенностями могут возникнуть самые разные трудности, причем там, где их и не ждешь! Важная задача сопровождающего – сформировать круг рабочих обязанностей для ребят с синдромом Дауна, потому что сотрудники организации не сразу могут понять, на что ребята способны. На стажировке в доме для пожилых людей наши ребята долгое время только поручни протирали, т. к. сотрудники этого учреждения просто не знали, какую еще работу им предложить. Педагоги Даунсайд Ап помогли, и постепенно круг задач расширился. Но при этом лучший сопровождающий – тот, кого не видно. Педагоги рядом с ребятами, но постепенно они отходят всё дальше, так что со временем поддержка становится минимальной.

– Не любая стажировка приводит к трудоустройству. Но нельзя же стажироваться бесконечно?!

Ю.Л.: Даже если стажировка не приводит к трудоустройству, для ребят она всё равно становится школой жизни. Недавно участники проекта по трудоустройству проходили практику в одном московском ресторане. Они не устроились туда на работу, но получили бесценный опыт общения в рабочем коллективе, а сотрудники ресторана увидели, что люди с синдромом Дауна могут очень многое.

Н.Г.: Цель стажировки – понять, что человеку нравится, в какой сфере он хочет работать. Наша подопечная Арина стажировалась раз пять: и в банке, и в офисе в крупной компании, и в спортивном магазине, и в кафе. Но везде как-то не складывалось. Например, ей нравилось работать с бумагами, но в офисе была такая сложная система переходов из кабинета в кабинет, этажи, лифты разных уровней, что она просто не смогла там сориентироваться! Видите, и такой фактор может сыграть роль для человека с синдромом Дауна. Но благодаря стажировкам Арина научилась серьезно относиться к своим обязанностям, находиться в коллективе, правильно себя вести и соблюдать рабочий график. В итоге она нашла свое место – магазин одежды.

– Все люди с синдромом Дауна разные, у каждого свой путь – тот, который подходит ему и только ему. Но расскажите, есть ли у вас перед глазами примеры стажировок и работы, к которым хотелось бы стремиться?

Ю.Л.: Мне нравится, как организована жизнь нашей подопечной Кристины. Она посещает занятия в Даунсайд Ап, при этом уже больше двух лет работает в магазине одежды, а сейчас еще и стажируется в доме для пожилых людей. По Москве девушка передвигается сама, поэтому после занятий она может задержаться в Даунсайд Ап, попить с педагогами чай, пообщаться, сколько ей хочется. Потом собирается и уходит. Никто ее не ждет, никуда не торопит. Как-то это… по-взрослому. Она на связи с мамой, отзванивается ей. Мы знаем, насколько непросто родителям Кристины было отпустить дочь! Это колоссальная работа над собой, над своими страхами и привычками! Но они нашли в себе силы это сделать, поверили в дочь, возложили на нее часть ответственности за ее собственную жизнь. И Кристина, между прочим, пользуется своей свободой с умом. Мне кажется, многие наши ребята на это способны. Не все, но многие! Мы замечаем, что те взрослые люди с синдромом Дауна, которым родители дают свободу, как-то успокаиваются. Они чувствуют, что им доверяют, и перестают доказывать, что они взрослые. Они просто действительно взрослеют.

Х Х Х

Дорогие читатели, мы обязательно продолжим тему стажировок и трудозанятости. Потому что мотивация – это лишь одна сторона этой темы. Интересно познакомиться и с опытом конкретных семей, и с точкой зрения работодателей, и со многими другими вопросами. А пока можете познакомиться с материалами фондов «Даунсайд Ап» и «Синдром любви» по этой теме: https://sindromlubvi.ru/site_fc/pub/site/boeing/.

Похожие материалы