Электронная библиотека / С мыслью о будущем
Чтобы продолжить просмотр материалов Электронной библиотеки, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
905

С мыслью о будущем

Описание:

Многодетная мама из Краснодара рассказывает о том, как их семья переехала на другой конец страны, чтобы у сына с синдромом Дауна была возможность учиться в профильном классе и заниматься любимым видом спорта.

Димулька – наш средний сын, желанный, планированный. Мы были молодыми родителями, в «зону риска» не входили, а перинатальная диагностика только начинала развиваться, поэтому о Димином диагнозе «синдром Дауна» мы узнали лишь спустя четыре месяца после его рождения. В кабинете генетика у меня сразу все мечты о жизни сына, как кинопленка, пролетели перед глазами яркими кадрами: детский сад, школа, вуз, свадьба, работа – всего этого у нашего мальчика не будет… Нам сразу посоветовали сдать ребенка в интернат, а себе родить другого, здорового, ведь была же уже «нормальная» старшая дочка. На что муж ответил, держа сына на руках: «Мы не для того рожали, чтобы нашего ребенка в интернат сдавать!»  

Тогда я поняла, что мы справимся! Но вставать в очередь на детский сад всё равно не стала (а тогда были огромные очереди, и мамы в управление образования ехали чуть ли не сразу после роддома). «Какой уж детский сад, – думала я. – Ведь врачи сразу сказали, что такие дети необучаемые, что они – как растения». Шел 2005 год…

Но когда первые эмоции улеглись, мы нашли через интернет родительский форум БФ «Даунсайд Ап» и узнали, что, оказывается, таких детей много, они посещают и детские сады, и школы, занимаются творчеством, спортом. Просто усилий надо прилагать больше, чем с нормотипичными детками.

Димулька сел в 1 год, пошел в 1 год 8 месяцев, а в 1 год 10 месяцев были уже ясли в обычном детском саду, которые дали очень большой толчок в развитии сына. С четырех лет от пошел в коррекционный детский сад, а с восьми – в коррекционную школу.

Параллельно супруг занимался физическим развитием сына: турники, кольца, велосипед, самокат, футбол, сноуборд. Еще были занятия с тренерами на лошадях, спортивное плавание. А я взяла на себя психолого-педагогическое направление в развитии Димы. Хотелось собирать опыт других родителей «солнечных» детей из Амурской области, где мы жили, делиться своими наработками в воспитании особого ребенка, поэтому мы занялись общественной работой в сфере социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, организовав общественное движение «Дети Солнца». Спустя 10 лет была учреждена Областная общественная организация «Дети Солнца», членами которой стали родители детей уже с разными особенностями здоровья.

С 2016 года начали проводиться всероссийские соревнования по плаванию для людей с синдромом Дауна «Победим вместе», участие в которых дало возможность знакомиться и общаться с родителями «солнечных» детей со всей России вне соцсетей. Мы стали обмениваться опытом, и я впервые узнала о профильных 10-х и 11-х классах для детей с ментальными особенностями. Дима на тот момент учился в седьмом классе. В Амурской области наши дети учились только до девятого класса, а дальше – здравствуй, дом родной, начинай сначала…

Заранее думая о дальнейшей судьбе сына, я начала писать заявления с просьбой открыть профильные классы в администрацию коррекционной школы № 7 г. Благовещенска, где учился Дима, и в Министерство образования Амурской области, к ведомству которого относится эта школа. И руководство даже пошло навстречу, собираясь открыть такие классы для наших детей на базе Педагогического колледжа № 2, так как в самой школе № 7 помещений под дополнительные классы и мастерские не было. Но, к сожалению, то ли родители других особых детей не верили в открытие у нас профильных классов, то ли их просто устраивала перспектива после девятого класса оставить ребенка дома – заявление поступило только от нашей семьи. А так как у нас практически везде «заявительная система», мне было сказано министром образования Амурской области: «При всём уважении, для одного вашего сына открывать такие классы нецелесообразно».

Мы с супругом стали задумываться о переезде в центральный регион России, где были бы условия для дальнейшего обучения Димульки и для его занятий плаванием.

2.JPG

И здесь помогли мои коллеги, руководители «солнечных» НКО, предлагая свои регионы для ПМЖ. От предложения Александры Начаровой, председателя НКО «Дети-лучики» Краснодарского края, мы просто не смогли отказаться, так как помимо коррекционной школы № 21 г. Краснодара с четырьмя профильными направлениями: швейное дело, цветоводство, кулинария и подготовка младшего обслуживающего персонала, Димульку уже ждал главный тренер сборной Краснодарского края по плаванию.

Экзамены за девятый класс Дима сдавал досрочно, в апреле 2021-го. Такое тоже возможно по заявлению родителей, в связи с семейными обстоятельствами, а у нас они имелись: переезд всей семьи на другой конец страны.

Было одновременно и страшно, и волнительно в преддверии перемен. Но Краснодар принял нас тепло. Директор коррекционной школы № 21 Эмма Робертовна Литвиненко покорила нас с первой встречи, показывая Диме школу и доску почета успешных ребят, которые были удостоены Губернаторской премии (есть у них такая, приуроченная ко Всемирному дню инвалидов).

И каково же было ее удивление, когда она узнала о моих хождениях «по кабинетам» в попытке добиться открытия профильных классов в Благовещенске! Оказывается, есть ФГОСы и все федеральные нормативно-правовые акты, на основании которых в субъектах Федерации и муниципальных образованиях разрабатываются свои документы. С 2016 года профильные 10-е и 11-е классы для учащихся с ментальными особенностями открываются по всей стране, было бы желание, и никакой «заявительной системы» от родителей здесь не нужно.

Родителям важно знать, что мы, законные представители своих детей, являемся активными участниками образовательного процесса. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс обучения детей (в том числе, с ОВЗ), является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ему, родители выбирают, в какой образовательной организации обучать ребенка с ОВЗ: в коррекционной школе, коррекционном классе или инклюзивно. Родители также могут выбрать семейное обучение, то есть не в образовательной организации. В коррекционную школу или коррекционный класс ребенка могут зачислить только по заявлению родителя и только при рекомендации ПМПК на обучение по адаптированной программе.

Прием в профильные 10–11 классы с углубленной трудовой подготовкой проводится на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендаций ПМПК и ИПР, решения ПМПК школы и педагогического совета по каждому обучающемуся персонально.

Выпускники других образовательных учреждений могут быть зачислены в десятый класс на свободные места (как это было в нашем случае). На это влияют результаты итоговой аттестации и портфолио ребенка.

Прием обучающихся в десятый класс осуществляется при предоставлении следующих документов:

– заявления родителей (законных представителей) на имя директора учреждения;

– подлинника свидетельства об обучении;

– выписки текущих оценок по всем предметам, заверенной печатью школы (при переходе в течение учебного года);

– личного дела обучающегося;

– медицинской карты обучающегося;

– заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

– карты ИПР;

– копии паспорта одного из родителей (законных представителей).

С родителями учащихся десятого класса заключается договор-соглашение об оказании образовательных услуг на весь период обучения.

1.JPG

В сентябре 2021 года по моей инициативе была проведена онлайн-встреча представителей образовательной системы г. Благовещенска с директором школы № 21 г. Краснодара Э. Р. Литвиненко по обмену опытом открытия таких 10-х и 11-х классов для ребят с ментальными особенностями развития. На встрече мы обсуждали разные вопросы, включая возможности федерального, регионального и муниципального финансирования таких проектов. Так началась работа в рамках межрегионального сотрудничества, но о ней расскажу в следующий раз.

Ну а наш Димулька сейчас с удовольствием посещает десятый класс по профилю «кулинарное дело». Этому профильному направлению в школе уже три года. За два года ребята проходят все направления кулинарии. Используемые в практической работе технологические карты приготовления различных блюд согласовываются с профильным учебным заведением, и мастер из этого учебного заведения будет присутствовать на выпускных экзаменах наших ребят в 11-м классе (сами экзамены пройдут на территории школы).

После окончания школы все ребята, желающие продолжать обучение, поступают в Краснодарский информационно-технологический техникум. Наш Дима уже мечтает о дальнейшем освоении профессии, думает о том, где будет работать.

Так что все страхи, опасения и мифы о том, что дети с синдромом Дауна необучаемы, мы с нашим сыном развеяли и показали наглядно: всё возможно, если любить, верить и действовать.

Если у вас появились вопросы или вам нужны ссылки на нормативно-правовые акты, регламентирующие открытие профильных классов, свяжитесь со мной, мой номер телефона есть в редакции.

Похожие материалы