Блок 2. Психологическая составляющая педагогической помощи.
- polina
- Последний визит: 24.04.2024 22:38
#22
БЕСЕДА 4
Уважаемые коллеги, свела ваши и свои размышления вместе. Выводы напишу позже. Если есть дополнения – пишите.
Активная позиция может быть достигнута следующими методами/приемами организации общения:
1. Запрос со стороны участников. Вы знаете о нашем существовании, но инициатива ваша.
2. Знакомство: Мне интересен каждый из вас. Нет позиции "мне все равно кто вы, я вас сейчас научу жить"
3. Прояснение запроса: очень важный момент, иногда он помогает сразу разрешить какую-то проблему у запрашивающего
4. Используется мотивация участников семинара- актуальность тем, То, о чём Вы разговариваете с нами является для нас актуальным как для специалистов, родителей и просто людей. Это вызывает интерес и стимулирует желание активно отвечать, размышлять.
5. Открытые формы вопросов. Выбор из готового обычно вызывает пассивность, а размышления , использование имеющихся знаний и опыта стимулируют активность.
6. Структурированность семинара создает ощущение предсказуемости и определенности, а значит, понятно в каких рамках вы можете действовать. Систематичность общения. Назначенная дата, к которой надо ответить формирует организованность. А организованность так же одна из составляющих активности.
7. Использование диалога. Это беседа, не лекция, где ведущему и участникам очень трудно получить обратную связь. Обратная связь - помогает более точно сформулировать ответ и мне в одном случае действительно помогла в практической работе.
8. Знания не выливаются на слушателей. В основном учитываются имеющиеся у участников ресурсы. Дополнительные данные представляют собой уточнения, возражения, дополнения к ответам. В ответах можно представить свои знания, опыт по тому или иному вопросу, ещё раз всё систематизировать. Само обсуждение темы - не даются готовые определения или подходы, а задаются вопросы, которые дают возможность нам самим найти ответ, осмыслить то, что мы делаем.
9. Поощряется креативность участников: ценится не только простая констатация фактов. Предоставляется возможность самим найти правильный ответ (через размышление, анализ, систематизацию, уточнения, возражения, а иногда и «муки творчества»). Подобная форма обсуждений помогает систематизации опыта - часто мы занимаем в этом вопросе пассивную позицию, то есть вроде это надо бы делать, но некогда.
10. Объемная информация дается отдельно, есть время на ее обдумывание и последующее обсуждение. Это дает равные возможности участникам и ведущему. Если такой паузы на обдумывание нет, то ведущий, который знает материал, а потому находится в позиции «над» теми, кто его впервые увидел Изучение дополнительных источников информации (литература, статьи).
11 Обобщение опыта, подведение итогов раздела В результате видишь «плоды трудов», что является немаловажным для последующей активности).
12. Работа с группой учитывает и ваш коллективный потенциал. - анализ материала излагаемого в темах обсуждение в коллективе; возможность ознакомиться с мнением и знаниями коллег;
13. Гибкость наравне с границами делает структуру более комфортной. На это же работает и возможность выбора. К «систематичности» Алёны добавлю гибкость графика ответов и возможность выбирать вопрос; + подведение итога обсуждения (например, тема «Документы-1»);
14. Учитываются и уважаются отступления от темы беседы. Они не отвергаются. Каждый участник знает, что он может получить ответы на свои вопросы, хотя возможно и не сразу. Создание дополнительных тем, где есть возможность обсудить различные вопросы (например, «Поговорим в сторонке»)
Негативные ощущения:
1. Дискомфорт вызывает оценка (оценка твоих знаний, опыта координатором, коллегами),
экзамена (ответил-не ответил на вопрос, правильно-неправильно)
2. Переживания за других участников команды. Негативные переживания и испытываю лишь в случае, когда вижу, что кто то расстраивается, думая, что не справился или поступил не правильно.
3. Цейтнот во времени
На этой неделе до пятницы жду ваших сообщений в теме "Поговорим в сторонке. Без ваших поправок мне трудно продолжать семинар.
Уважаемые коллеги, свела ваши и свои размышления вместе. Выводы напишу позже. Если есть дополнения – пишите.
Активная позиция может быть достигнута следующими методами/приемами организации общения:
1. Запрос со стороны участников. Вы знаете о нашем существовании, но инициатива ваша.
2. Знакомство: Мне интересен каждый из вас. Нет позиции "мне все равно кто вы, я вас сейчас научу жить"
3. Прояснение запроса: очень важный момент, иногда он помогает сразу разрешить какую-то проблему у запрашивающего
4. Используется мотивация участников семинара- актуальность тем, То, о чём Вы разговариваете с нами является для нас актуальным как для специалистов, родителей и просто людей. Это вызывает интерес и стимулирует желание активно отвечать, размышлять.
5. Открытые формы вопросов. Выбор из готового обычно вызывает пассивность, а размышления , использование имеющихся знаний и опыта стимулируют активность.
6. Структурированность семинара создает ощущение предсказуемости и определенности, а значит, понятно в каких рамках вы можете действовать. Систематичность общения. Назначенная дата, к которой надо ответить формирует организованность. А организованность так же одна из составляющих активности.
7. Использование диалога. Это беседа, не лекция, где ведущему и участникам очень трудно получить обратную связь. Обратная связь - помогает более точно сформулировать ответ и мне в одном случае действительно помогла в практической работе.
8. Знания не выливаются на слушателей. В основном учитываются имеющиеся у участников ресурсы. Дополнительные данные представляют собой уточнения, возражения, дополнения к ответам. В ответах можно представить свои знания, опыт по тому или иному вопросу, ещё раз всё систематизировать. Само обсуждение темы - не даются готовые определения или подходы, а задаются вопросы, которые дают возможность нам самим найти ответ, осмыслить то, что мы делаем.
9. Поощряется креативность участников: ценится не только простая констатация фактов. Предоставляется возможность самим найти правильный ответ (через размышление, анализ, систематизацию, уточнения, возражения, а иногда и «муки творчества»). Подобная форма обсуждений помогает систематизации опыта - часто мы занимаем в этом вопросе пассивную позицию, то есть вроде это надо бы делать, но некогда.
10. Объемная информация дается отдельно, есть время на ее обдумывание и последующее обсуждение. Это дает равные возможности участникам и ведущему. Если такой паузы на обдумывание нет, то ведущий, который знает материал, а потому находится в позиции «над» теми, кто его впервые увидел Изучение дополнительных источников информации (литература, статьи).
11 Обобщение опыта, подведение итогов раздела В результате видишь «плоды трудов», что является немаловажным для последующей активности).
12. Работа с группой учитывает и ваш коллективный потенциал. - анализ материала излагаемого в темах обсуждение в коллективе; возможность ознакомиться с мнением и знаниями коллег;
13. Гибкость наравне с границами делает структуру более комфортной. На это же работает и возможность выбора. К «систематичности» Алёны добавлю гибкость графика ответов и возможность выбирать вопрос; + подведение итога обсуждения (например, тема «Документы-1»);
14. Учитываются и уважаются отступления от темы беседы. Они не отвергаются. Каждый участник знает, что он может получить ответы на свои вопросы, хотя возможно и не сразу. Создание дополнительных тем, где есть возможность обсудить различные вопросы (например, «Поговорим в сторонке»)
Негативные ощущения:
1. Дискомфорт вызывает оценка (оценка твоих знаний, опыта координатором, коллегами),
экзамена (ответил-не ответил на вопрос, правильно-неправильно)
2. Переживания за других участников команды. Негативные переживания и испытываю лишь в случае, когда вижу, что кто то расстраивается, думая, что не справился или поступил не правильно.
3. Цейтнот во времени
На этой неделе до пятницы жду ваших сообщений в теме "Поговорим в сторонке. Без ваших поправок мне трудно продолжать семинар.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 24.04.2024 22:38
#23
Уважаемые коллеги, обсуждая активную позицию, мы пришли к выводу, что активные действия и активная позиция не идентичны.
Это приводит нас к пониманию того, что стимулируя активные действия (вы должны, это ваша обязанность, если вы этого не сделаете…) мы можем подавить внутреннюю активную позицию собеседника. Это наш первый вывод.
Следующее, о чем я хотела вам напомнить – это то, что мы в своей работе имеем дело не с отдельным клиентом/пациентом/получателем помощи, а с семейной системой. А это далеко не одно и то же.
Вот как пишет о семье, как системе психотерапевт А. Я Варга:
Любая система, по законам своего существования с одной стороны стремится к развитию, а с другой сопротивляется переменам, стараясь сохранить стабильность. Эту двойственность ощущает специалист помогающей профессии, взявший на себя задачу поддержки семьи.
Все это время я работала с вами не как с отдельными участниками семинара, а как с уже сложившейся системой и возможно, все, что я написала о семье, в определенной степени относится и к вам.
Это позволяет нам надеяться, что те итоги, которые мы с вами подвели выше, отчасти справедливы и в поддержании, стимуляции активной позиции родителей.
Это приводит нас к пониманию того, что стимулируя активные действия (вы должны, это ваша обязанность, если вы этого не сделаете…) мы можем подавить внутреннюю активную позицию собеседника. Это наш первый вывод.
Следующее, о чем я хотела вам напомнить – это то, что мы в своей работе имеем дело не с отдельным клиентом/пациентом/получателем помощи, а с семейной системой. А это далеко не одно и то же.
Вот как пишет о семье, как системе психотерапевт А. Я Варга:
Я не берусь продолжать разговор о системном подходе - это отдельная большая и очень важная тема, и семинар по этой теме должен проводить психолог-системщик, но скажу, что приходя в семью, мы с вами становимся катализатором перемен. Многие процессы, которые старались не замечать, блокировать - становятся более явными. Это может причинять дискомфорт и членам семьи и вам, но, с другой стороны, прояснение ситуации помогает процессу перемен и переходу семьи на более высокий этап функционирования.В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим — часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы.
Любая система, по законам своего существования с одной стороны стремится к развитию, а с другой сопротивляется переменам, стараясь сохранить стабильность. Эту двойственность ощущает специалист помогающей профессии, взявший на себя задачу поддержки семьи.
Все это время я работала с вами не как с отдельными участниками семинара, а как с уже сложившейся системой и возможно, все, что я написала о семье, в определенной степени относится и к вам.
Это позволяет нам надеяться, что те итоги, которые мы с вами подвели выше, отчасти справедливы и в поддержании, стимуляции активной позиции родителей.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 24.04.2024 22:38
#24
БЕСЕДА 5Добрый день, уважаемые коллеги. Попробуем обобщить все, о чем мы говорили по поводу активной позиции и попробовать применить те знания, умозаключения, рассуждения, которые были предметом наших последних обсуждений.
Итак:
Активная позиция не равна активным действиям. Мы рассуждали об этом, сопоставляя поведение двух гипотетических персонажей и анализируя свои собственные поступки. Еще один пример: если родители стараются обеспечить ребенка всеми имеющимися видами помощи, то выглядят они активно, но что лежит в основе этой активности?
Это может быть результатом их внутренних убеждений, а значит активной позиции, может быть их способом справиться с тревогой, а может быть и неумением расставить приоритеты. А мы с вами уже говорили, что умение поставить цель своих действий и умение расставить приоритеты - это признаки активной позиции.
Таким образом, нам важно понять: какова цель активных действий? Обслуживание своей тревоги, неправильные представления о том, что нужно ребенку, страх не справиться самому итд . Вот что важно для нас. как специалистов определить и от этого во многом будет зависеть стратегия нашей работы.
Второй аспект этой проблемы: при наличии активной позиции у родителей, нам важно понимать как при этом учитываются интересы ребенка.
Дело в том, что в ряде случаев активная позиция может быть, но она может быть неверной. Например, родители могут считать, что дополнительно заниматься не нужно, их ребенок такой как все. Или, обратная картина: ребенок должен заниматься день и ночь, чтобы догнать сверстников.
Что мы можем сделать в подобных случаях?
Как педагоги или психологи, не получившие от родителя запрос на терапию, мы можем использовать приемы и навыки, которые мы с вами отнесли к психологической составляющей нашей работы.
Есть семинары для специалистов помогающих профессий, которые за рубежом проходят в обязательном порядке врачи, юристы, педагоги, социальные работники.
Возможно, и вам удастся организовать такой семинар.
А пока мы с вами рассмотрели лишь один аспект влияния на позицию родителей: использование недирективных методов сотрудничества, позволяющих запустить позитивные перемены в семье. Эти перемены должны быть направлены достижение оптимальных условий для развития ребенка.
Мы с вами выделили 15 таких приемов/методов, которые я использовала при ведении семинара.
Попробуем понять, как их можно использовать в работе с семьей.
Для начала возьмем мой пример, который у нас подвис "в сторонке", а теперь как раз может пригодиться.
Ребенок умеет стоять у опоры, но не ходит. Мама спрашивает педагога, как его водить за руки, чтобы он научился ходить. Педагог отвечает, что водить не нужно, нужно одевать его в позе стоя у дивана, особенно, это относится к одеванию штанов, ботинок, колготок итд.
Сразу скажу, что ответ по содержанию совершенно правильный. Основная проблема детей с синдромом Дауна: сниженный тонус и сниженная телесная чувствительность, что приводит к нарушению в системе равновесия.
Тот метод, который был предложен маме, идеально подходит для развития умения переносить вес тела с ноги на ногу - что нужно для ходьбы И напротив, вождение за руки, когда равновесие осуществляет взрослый, этому совсем не учит.
Но будучи верным по содержанию, этот совет не верен по форме.
Попробуйте понять, что в нем не так, ориентируясь на те 15 приемов, которые мы с вами выделили. Естественно, вы не должны учитывать все - только те, что важны в данном случае.
Я жду ваших ответов в течении недели, то есть до 27 апреля. И там мы решим, как и что мы будем делать в праздники.
Итак:
Активная позиция не равна активным действиям. Мы рассуждали об этом, сопоставляя поведение двух гипотетических персонажей и анализируя свои собственные поступки. Еще один пример: если родители стараются обеспечить ребенка всеми имеющимися видами помощи, то выглядят они активно, но что лежит в основе этой активности?
Это может быть результатом их внутренних убеждений, а значит активной позиции, может быть их способом справиться с тревогой, а может быть и неумением расставить приоритеты. А мы с вами уже говорили, что умение поставить цель своих действий и умение расставить приоритеты - это признаки активной позиции.
Таким образом, нам важно понять: какова цель активных действий? Обслуживание своей тревоги, неправильные представления о том, что нужно ребенку, страх не справиться самому итд . Вот что важно для нас. как специалистов определить и от этого во многом будет зависеть стратегия нашей работы.
Второй аспект этой проблемы: при наличии активной позиции у родителей, нам важно понимать как при этом учитываются интересы ребенка.
Дело в том, что в ряде случаев активная позиция может быть, но она может быть неверной. Например, родители могут считать, что дополнительно заниматься не нужно, их ребенок такой как все. Или, обратная картина: ребенок должен заниматься день и ночь, чтобы догнать сверстников.
Что мы можем сделать в подобных случаях?
Как педагоги или психологи, не получившие от родителя запрос на терапию, мы можем использовать приемы и навыки, которые мы с вами отнесли к психологической составляющей нашей работы.
Есть семинары для специалистов помогающих профессий, которые за рубежом проходят в обязательном порядке врачи, юристы, педагоги, социальные работники.
Возможно, и вам удастся организовать такой семинар.
А пока мы с вами рассмотрели лишь один аспект влияния на позицию родителей: использование недирективных методов сотрудничества, позволяющих запустить позитивные перемены в семье. Эти перемены должны быть направлены достижение оптимальных условий для развития ребенка.
Мы с вами выделили 15 таких приемов/методов, которые я использовала при ведении семинара.
Попробуем понять, как их можно использовать в работе с семьей.
Для начала возьмем мой пример, который у нас подвис "в сторонке", а теперь как раз может пригодиться.
Ребенок умеет стоять у опоры, но не ходит. Мама спрашивает педагога, как его водить за руки, чтобы он научился ходить. Педагог отвечает, что водить не нужно, нужно одевать его в позе стоя у дивана, особенно, это относится к одеванию штанов, ботинок, колготок итд.
Сразу скажу, что ответ по содержанию совершенно правильный. Основная проблема детей с синдромом Дауна: сниженный тонус и сниженная телесная чувствительность, что приводит к нарушению в системе равновесия.
Тот метод, который был предложен маме, идеально подходит для развития умения переносить вес тела с ноги на ногу - что нужно для ходьбы И напротив, вождение за руки, когда равновесие осуществляет взрослый, этому совсем не учит.
Но будучи верным по содержанию, этот совет не верен по форме.
Попробуйте понять, что в нем не так, ориентируясь на те 15 приемов, которые мы с вами выделили. Естественно, вы не должны учитывать все - только те, что важны в данном случае.
Я жду ваших ответов в течении недели, то есть до 27 апреля. И там мы решим, как и что мы будем делать в праздники.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 24.04.2024 22:38
#25
ВНИМАНИЕ
На последующих этапах мы будем работать с книгами. Предлагаю вам сделать следующее:
Проверить открываются ли у вас электронные варианты наших книг. Если открываются, то видны ли вам фотографии и картинки. если нет - установите новые варианты считывающих программ на компьютеры.
http://downsideup.org/board/showthread.php?t=996
Насколько я помню, вашим специалистам давали комплекты наших новых книг: В первую очередь важны книги по раннему возрасту "малыш с синдромом Дауна", формирование основных двигательных навыков" и "формирование навыков общения и речи" Есть они у вас?
Если книг у вас нет, то сделайте заявку в этой теме: http://downsideup.org/board/showthread.php?t=261&page=4
Отметьте в своей просьбе то, что вы специалисты и участвуете в семинаре, который я веду на форуме.
Книги вам вышлют с первой рассылкой. К сожалению, пока не знаю, когда это будет.
Да, только что узнала, что с книгами проблема. Они все заканчиваются. Так что, может быть получится послать по одной на организацию.
На последующих этапах мы будем работать с книгами. Предлагаю вам сделать следующее:
Проверить открываются ли у вас электронные варианты наших книг. Если открываются, то видны ли вам фотографии и картинки. если нет - установите новые варианты считывающих программ на компьютеры.
http://downsideup.org/board/showthread.php?t=996
Насколько я помню, вашим специалистам давали комплекты наших новых книг: В первую очередь важны книги по раннему возрасту "малыш с синдромом Дауна", формирование основных двигательных навыков" и "формирование навыков общения и речи" Есть они у вас?
Если книг у вас нет, то сделайте заявку в этой теме: http://downsideup.org/board/showthread.php?t=261&page=4
Отметьте в своей просьбе то, что вы специалисты и участвуете в семинаре, который я веду на форуме.
Книги вам вышлют с первой рассылкой. К сожалению, пока не знаю, когда это будет.
Да, только что узнала, что с книгами проблема. Они все заканчиваются. Так что, может быть получится послать по одной на организацию.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 24.04.2024 22:38
#28
Доброе утро, Татьяна. Спасибо за ответ. Очень точное замечание про то, что мама все равно будет водить
При обобщении напишу, как я обычно поступаю.
Вы можете использовать с форума все, что вам нужно, полезно и удобно. Но просьба одна - ссылки на нас.
Таня, вы читали мое сообщение, которое я послала вам в личку? Ответьте мне пожалуйста, чтобы я знала, можно ли мне приступить к делу. (Вот как загадочно я написала, чтобы вы прочитали и ответили )
При обобщении напишу, как я обычно поступаю.
Вы можете использовать с форума все, что вам нужно, полезно и удобно. Но просьба одна - ссылки на нас.
Таня, вы читали мое сообщение, которое я послала вам в личку? Ответьте мне пожалуйста, чтобы я знала, можно ли мне приступить к делу. (Вот как загадочно я написала, чтобы вы прочитали и ответили )
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 24.04.2024 22:38
#30
Таня, какие на ваш взгляд?Татьяна Есипова;20639Полина, я думаю, что это разумно. За завтрашний день мы это сделаем.
Может быть подумает и о части других разделов.
Есипова Татьяна
Я могу сделать это сразу, как только вы скажете о готовности. Шпионские страсти продолжаются
С уважением, Полина Львовна