Варенька, 18.07.2014 г.

Ответить
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.09.2025 20:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#81

Сообщение Иванова Марина М. » 06 окт 2017, 20:30


Здравствуйте, Анастасия!
Про игру:
Скорее как отдельные действия, ну может еще после кроватки куколку в машину посадить.
У меня есть одна статья, в которой я описала как можно усложнять игру ребенка. Посмотрите рекомендации для детей второй группы тут
Там описаны четыре этапа. Это как раз то, что нужно Варе.
Про конструирование:
По образцу мы делали в школе Монтессори такое задание- внутри квадрата различные фигуры, которые этот квадрат составляют. Одну основную фигурку внутрь квадрата ставила педагог, остальное Варя.
Игра с квадратами ограничена правилами игры. И в вашем случае получалось, что Варя справляется с этой игрой, но с помощью взрослого. В чем прелесть игры с кирпичиками (цветными или без покрытия)? Во-первых, ребенок учится выполнять постройку сначала с помощью педагога, затем самостоятельно по образцу, а далее идет работа со схемой. Это постепенное усложнение заданий. Во-вторых, поэтапность работы: линейные конструкции (из 2-7 деталей, можно и больше); конструирование из разнонаправленных кирпичиков (2-4 и т.д.). Самым важным является то, что ребенок учится конструировать по образцу и изменять положение кирпичиков в пространстве. Помните, Вам был интересен момент связи речи и деятельности? Так вот мы заметили, что дети которые не объясняются с помощью слов могут выполнять только линейные конструкции (дорожки, заборчики), дети, которые могли повторить постройки из 2-3 кирпичиков (кровать, стул, стол, телевизор и т.д.) в речи были не так скромны. Мало того, был отмечен потенциал перехода к полноценной фразовой речи. Это наблюдение не говорит о том, что если ребенок научится строить сам, то он заговорит, нет. Речь о развитии мышления, воображения, инициативы.
Про бытовые повседневные дела:
Но не уверена, что она хорошо ориентируется во всех остальных вещах в доме. Варя очень хорошо понимает мои просьбы- выключи свет, отнеси на кухню, положи на стол. Вытри свой столик ит.д
Варя - умничка! На данный момент она выполняет однократные действия: один раз протерла столик, один раз положила на стол (например, ложку). Следующий этап заключается в том, чтобы она научилась выполнять действия многократно. Например, протерла свой столик, для мамы, для малыша; положила ложку для себя, для мамы, для папы и т.д. Что это дает? У ребенка развивается чувство ритма, двуручная ассиметричная деятельность, выносливость, закрепляется образ действия, а в дальнейшем и его обозначение, и еще важное - развивается понимание речи. Вот например, она положила на стол ложку, стоит Варя с одной стороны стола, чтобы положить ложку папе, надо его обойти, не отвлечься на другие предметы, обойти стол, отодвинуть/обойти стул и положить ее. А если еще разложить ложки, то вообще супер.
Про ощущения:
К сожалению, Варя очень много ест и не может остановиться. Мне кажется, она не чувствует насыщения((
Как-то решаете этот вопрос? Говорили с врачами? А вообще это про ощущения, про тонус тела. Когда ребенок начинает выполнять многоркатные действия (физические), когда работает все тело - улучшается и тонус тела. Ребенок начинает лучше чувствовать свое тело. В повседневной жизни что можно делать для улучшения тонуса? Надо подать маме, например, не одно полотенце из стиральной машинки, а несколько вещей достать. Это возвращает нас к предыдущей рекомендации о многократности. И конечно же, это не исключает решения вопроса с врачами.

С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.09.2025 20:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#82

Сообщение Иванова Марина М. » 06 окт 2017, 20:54

Я взяла 4 разных лего и варе дала такие же. Сделала 4 варианта разных построек и Варя мигом их повторила, чем очень меня поразила!!! Но сегодня утром я решила повторить эксперимент и каково было моё удивление , Варя ничего не собирала из того, что я предлагала. Так что не знаю радоваться мне или грустит ь
Не грустить точно. Во-первых, возвращаемся к вопросу о многократности действий. Во-вторых, если посмотрите статью, о которой я написала (этапы усложнения игры), то заметите, что выполнение привычного действия в новом месте, это уже есть усложнение. Поэтому, пробуйте строить как описано в третьем и четвертом этапе для разных персоважей и в разных местах (на стуле в комнате, на диване, на столе в кухне и т.д.). Тут остается только работать, но не груститьImage. И потом, лего не очень функциональный конструктор. Там можно строить по определенной схеме. Рассмотрите вариант выполнения построек из кирпичиков.
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
НастИчка
Последний визит: 09.11.2017 19:13
Дети:
Варя
18.07.2014

#83

Сообщение НастИчка » 23 окт 2017, 09:59


Здравствуйте, Марина! Спасибо за статью, я почитала ее и мы пробуем заниматься и играть по другому. Я купила кирпичики и вместе с кубиками, Варе очень нравится делать различные башни и постройки. Если у Вас есть время посмотрите видео наших занятий. Буду очень признательна, если вы прокомментируете все от я правильно делаю и как можно продолжать?
https://cloud.mail.ru/public/FUDQ/2vUHfVSyq
https://cloud.mail.ru/public/8wsv/eFEsaUF1D

Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.09.2025 20:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#84

Сообщение Иванова Марина М. » 23 окт 2017, 23:10


Добрый вечер, Анастасия!
Спасибо за статью, я почитала ее и мы пробуем заниматься и играть по другому
Спасибо и Вам за вниманиеImage. Попробуйте.
Я купила кирпичики и вместе с кубиками, Варе очень нравится делать различные башни и постройки.
Кирпичики очень красивые. Я тоже сейчас в поиске такой красоты, хочется уже свои заменитьImage
Если у Вас есть время посмотрите видео наших занятий. Буду очень признательна, если вы прокомментируете все от я правильно делаю и как можно продолжать?
Анастасия, видео скачала, а посмотрю уже завтра днем и напишу ответ. Спасибо!
С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
НастИчка
Последний визит: 09.11.2017 19:13
Дети:
Варя
18.07.2014

#85

Сообщение НастИчка » 26 окт 2017, 13:09


Спасибо, буду ждать)
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.09.2025 20:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#86

Сообщение Иванова Марина М. » 30 окт 2017, 02:14


Добрый вечер, Анастасия!
Пересматривала видео несколько раз, все в стикерах с заметками на столе. Image Варя такая милая, очень старательная! Впечатляет как она быстро переключается и реагирует на Ваши просьбы. Она большая умничка! Видно, что ей сложно концентрироваться на предметах из-за зрения, но она ОЧЕНЬ старается. И есть некоторые моменты, которые хотелось бы обсудить.
По первому видео:
Когда Варя кормит игрушки. У Вас отлично получается подстраиваться под ее действия, откликаетесь на ее инициативу, комментируете (озвучиваете). Это одно из условий для развития инициативной речи у ребенка. Вы очень внимательная мама! Видно, что Варя получает удовольствие от самого процесса кормления. Image Так выразительно причмокивает. Вы там произносите слова: "Ешь, собачка, ешь". Анастасия, тут вот прям хочется вставить еще слова: "Ам-ам" или "Ой, вкусно-о-о". Вы предложили следующую фразу: "Ешь суп" и переключились на носорога. Далее кормили куклу и ежа. Игра супер! Варя переключается отлично. Но я долго не могла понять, что меня смущает. Поняла. Темп. Анастасия, когда Варя переходила от игрушки к игрушке, хотелось бы чтоб она и на Вас посматривала. Но из-за быстрого темпа она могла как раз смотреть только на игрушку и выполнять действие. Варя только подстроила кормить куклу, Вы предложили уже пить из бутылочки. Торопитесь. Вы очень четко уловили из статьи идею о том, какой речью сопровождаем игру, на каких ключевых словах акцентируем внимание. Но для Вари еще пока можно задержаться на этапе игры с одним персонажем. Что я имею ввиду? У Вари была одна собачка и одна тарелка. Обычно в таких ситуациях я ставлю перед ребенком коробку с тарелками, чтоб он мог взять еще одну тарелку, но кормил ту же игрушку. Этот момент не описан в первом этапе, и это мое упущение. Вы здорово расположили игрушки, вокруг Вари. Ей легко дотянуться к разным игрушкам, и видно, что ей игра нравится. Попробуйте в следующей игре поставить перед Варей несколько тарелочек или просто емкость с тарелками. Чтоб у нее была возможность покормить одну игрушку из разных тарелок, или например, из разных ложек. Помните о многократности из предудыщей рекомендации. Повторюсь, сюжет замечательный, но игру можно еще немного дополнить.
1. Слово "ешь" иногда можно дополнять словом "ам-ам". С чем это связано? Собственный словарь Вари насыщен простыми словами и невербальными реакциями (причмокивания и слово "бах" из другой игры). Значит именно такой словарь и нужно Варе расширять. Я предложила вариант выше, как можно было с собачкой закончить сюжет.
2. По записи видно, что суп "появился" внезапно. Все же в игре нужна этапность. Сначала договориться, что в тарелке суп, а затем супом кормить игрушки. Как это сделать? Показываете пальцем на тарелку и спрашиваете: "Варя, там суп? Да?" Ждем ответа Вари, если ответа нет, то можно наклониться к Варе (чтоб лица были совсем рядом), дотронуться пальцем до тарелки и опять повторить вопрос. Как раз при таких вопросах можно услышать простые слова: "Да", "нет", "там", "тут", "суп", "каша", "чай" и т.д. Стимулируем у Вари однословные ответы. Сейчас Варя на этом речевом этапе.
3. Тут еще сложность была: Вам пришлось одной рукой держать камеру, другой - помогать Варе в игре. Тогда в следующей игре, когда не надо будет держать камеру, сократите чуть дистанцию между вами, наклонитесь чуть вперед (чтоб Ваша голова была на уровне головы Вари) и все время провоцируйте ее смотреть то на Вас, то на игрушку. Стимулируем диалог на уровне предметной деятельности.
4. Анастасия, родителям часто хочется, чтобы ребенок делал все четко, но иногда взрослый упускает из виду этап констатации. Если ребенок берет в руки предмет, взрослый хочет чтоб он уже с ним что-то делал, и это нормально, обычное желание. Очень часто пропускается этап фиксации внимания на предмете, который уже в руках. Поговорите с Варей о том, что у нее в руках. Вот взяла Варя тарелку - взрослый говорит о тарелке: "Тарелка. Там суп? Да?" Взяла Варя собаку, взрослый: "Собака, хорошая, пушистая" "Ав-ав" "Собака" + погладить собаку. А получается так, как только Варя берет предмет, она сразу получает инструкцию о том, что с ним надо делать. Приведу другой пример, очень яркий. Вы когда пробуете что-то вкусное, Вам же хочется посмаковать, распробовать блюдо. Жуете медленно, стараетесь подумать о составляющих продуктах. Смакуете, получаете удовольствие. Когда распробуете вкус, начинаете сами готовить и на этой основе придумывать новое. Так и тук. Варе надо "посмаковать" действие. Покормила она собачку, а тут собачка просит еще: "Варя, дай суп еще. Ам-ам, вкуснооо!", "Спасибо". Понятно, что собачку озвучивает взрослый, он же и придерживает ее немного. Этот комментарий как раз сочетается с прошлой моей рекомендацией о многократном повторе действия с одной игрушкой.
5. Еще можно игрушкам давать имена. Так легче к ним обращаться в игре. Например, у меня в кабинете куклу зовут Катя, собачку - Тоша. Просто эти слова легче произносятся и как раз их ребенок произносит быстрее, чем "собачка" и "кукла". Это по желанию. Но если мы думаем о расширении словаря ребенка, то эта рекомендация мне кажется актуальной.
Вот два сюжета: игра с супом и игра с кирпичиками. Анастасия, Вы согласны с комментариями по игре с супом или что-то вызывает сомнение?
В следующем сообщении опишу второе видео.


С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
Иванова Марина М.
Последний визит: 11.09.2025 20:39
Специализация:
Логопед, дефектолог

#87

Сообщение Иванова Марина М. » 30 окт 2017, 23:41


Добрый вечер, Анастасия!
Продолжаю, про второе видео:
На видео заметно, что Варе очень нравится строить из кирпичиков, и у не получаются постройки. Она отлично понимает все Ваши инструкции о желаемых постройках. Здесь я точно спокойнаImage. Вы научили ее многим конструкциям, и по просьбе она их отлично выполняет. Теперь подумаем над тем, каким образом в этой деятельности активизировать речь.
Про организацию игры: Вы разложили на столе все кубики и кирпичики и предлагаете построить дом. Варя берет кубики сама и в этот момент смотрит только на кубики/кирпичики (даже во время Вашей инструкции). Нам надо чтоб она посмотрела на Вас, как бы сверяясь. Что для этого сделать? Оставьте на столе только свои кубики/кирпичики и для Вари (именно точное количество), лишние детали уберите совсем. Придвиньте все кубики/кирпичики на столе ближе к себе. Для постройки, Вы будете их подавать Варе по одному. Подавая кубики держите их напротив своего лица: "Варя, вот кирпичик, на". Она будет брать деталь и тогда ей придется поднять голову и смотреть выше, т.е. на Ваше лицо. Только в таком случае она сможет увидеть Вашу артикуляцию. А иначе получается, что она только слышит Ваши слова в игре, но нет зрительного подкрепления. Нам надо чтоб был и звук, и визуализация.
Ход игры:
1. Варя отлично озвучила овечкуImage! Вот после слов: "Давай ей дом построим", тоже не хватило визуального подкрепления - жеста. Когда просите: "Строим стены" - Варя смотрела на то, как Вы выполняете постройку. Взгляд на Ваше лицо был, но краткий. Опять же было бы лучше сопровождать слова жестами. Стены можно показать, поставив ладони на ребро параллельно друг другу. Можно еще взять ее ладошки и повторить Ваш жест. В момент, когда Вы коснетесь ее рук, она тоже будет смотреть на Вас. А жест, он поможет Варе научиться обозначать слово "стены". Ей пока сложно проговорить некоторые слова, но функцию обозначения предмета/действия развивать надо.
Ладошками (жестом) можно было сопроводить и слово "ближе" (когда Варя строит стены). Видно, что Варя еще путается в словах "дальше" и "ближе". Получается небольшая заминка, она ставит кирпичик, то дальше, то ближе, а Вам пришлось слово повторить неоднократно. Так вот чтоб реализовать принцип безошибочного обучения, можно сразу слово "ближе" продублировать жестом (ладони на ребре и близко друг к другу).
Видно, что Варя следит за Вашей постройкой, как Вы строите крышу и пытается повторить. Вообще, такая работа "по образцу" помогает ребенку в дальнейшем при обучении письму. Там же надо будет копировать палочки, крючки, с наклоном, без наклона. Вот как раз это и есть подготовительная работа. Варя даже неоднократно сличала свою постройку с Вашей. Смеется Image, ей прям удовольствие доставляет эта игра. Вот еще важный момент! Для ребенка важно положительное поощрение и одобрение того, что он делает. Для Вареньки Вы не скупитесь на похвалу: "Молодец" - слышно часто. Это очень важно для нее, она старается для Вас. Попробуйте еще во время слов "молодец" положить свои ладони ей на плечики или погладить по спинке. Таким образом, Ваши прикосновения усилят эффект слов.
Я восхищаюсь тем, как Варя сопровождает речью действия с овечкой. Здорово!
Анастасия, вы построили домик для овечки, а дальше предложили построить забор. Помните, я уже писала про многократность? Игра замечательная! Но попробуйте поиграть не с одним домом, а с несколькими домиками. Можно целую ферму построть, где будет несколько одинаковых домиков для разных животных. Пусть в следующий раз к овечке придут гости: свинка, корова, собачка... И всем надо построить домики. Пусть они располагаются рядом, между ними потом можно строить и забор и дорожки. Тоже самое с постройкой "стул". Строим стулья для всей фермыImage. И помните, кубики Варе подаете Вы, чтоб она успела на Вас посмотреть.
Хотела заметить, как замечательно Вы сопровождаете игру речью. Она четкая, понятная, темп умеренный. Идеально для подражания. Варенька будет ей подражать, когда будет смотреть на Ваше лицо, а не только слушать.
Надо несколько овечек, чтоб и у Муси была такая жеImage.
Знаете, когда Варя чаще смотрит на Вас, когда Вы используете ее же обозначения. Когда Вы причмокивали, озвучивая еду овечки, Варя долго на Вас смотрела. Она там произнесла слово "ай", когда овечка упала. Его тоже можно было повторить за Варей, тогда бы она опять на Вас взглянула.
Вот про действие "спать", тоже не хватило простых слов "баю-бай" и жеста. Варе нужно было время сориентироваться, но она отлично справилась с проблемной ситуацией (наличие лишних деталей) и убрала, то что будет мешать для постройки "кровать". Лапочка!
Когда строите кровать, после Вашего образца, можно еще добавить фразу: "Сделай как я" или "Сделай так же". И тут можно использовать указательный жест, показать пальцем на Ваши "боковушечки". Варе так будет легче ориентироваться в постройке.
Вот отличный момент был, когда вы подали Варе кирпичик и сказали: "И вторую боковушечку ставь сама". В этот момент Варя подняла голову и смотрела на Вашу руку. А если в переспективе руку держать напротив Вашего лица, то Варя фоном заметит и Ваше лицо/рот. Как раз об этом приеме я написала Вам выше. Идеальный момент. Варя и кровать строит, и баюкает овечку, умничка! И Вы большая молодец, очень хорошая обучающая игра.
Анастасия, Вы как? Я не сильно загрузила Вас? Начала беспокоиться, когда увидела свои сообщения.


С уважением, Иванова Марина!
Аватара пользователя
НастИчка
Последний визит: 09.11.2017 19:13
Дети:
Варя
18.07.2014

#88

Сообщение НастИчка » 31 окт 2017, 10:27


Марина, Вы проделали невероятную работу!!! Спасибо Вам большое за такой подробный разбор! Для меня это очень важно! Теперь мне нужно все прочитать несколько раз, выписать ключевые моменты и уложить в голове)) Ещё раз огромное , ОГРОМНОЕ спасибо! Позже я отвечу на все вопросы))
Аватара пользователя
НастИчка
Последний визит: 09.11.2017 19:13
Дети:
Варя
18.07.2014

#89

Сообщение НастИчка » 31 окт 2017, 12:39

Но я долго не могла понять, что меня смущает. Поняла. Темп. Анастасия, когда Варя переходила от игрушки к игрушке, хотелось бы чтоб она и на Вас посматривала. Но из-за быстрого темпа она могла как раз смотреть только на игрушку и выполнять действие. Варя только подстроила кормить куклу, Вы предложили уже пить из бутылочки. Торопитесь.
Сейчас пересмотрела видео)) Мне наоборот кажется, что это так мееедлееенно)) Но я поняла Вас, постараюсь замедлиться еще))
Попробуйте в следующей игре поставить перед Варей несколько тарелочек или просто емкость с тарелками. Чтоб у нее была возможность покормить одну игрушку из разных тарелок, или например, из разных ложек. Помните о многократности из предудыщей рекомендации. Повторюсь, сюжет замечательный, но игру можно еще немного дополнить.
А в чем смысл? В разных тарелках как бы разная еда? Я могу просить Варю смотреть на мой рот и повторять за мной по слогам- Каша, Суп, Макароны?
1. Слово "ешь" иногда можно дополнять словом "ам-ам". С чем это связано? Собственный словарь Вари насыщен простыми словами и невербальными реакциями (причмокивания и слово "бах" из другой игры). Значит именно такой словарь и нужно Варе расширять. Я предложила вариант выше, как можно было с собачкой закончить сюжет.
Да, Варя хорошо говорит амнямням. Для меня это как бы пройденный этап, поэтому я стала использовать "ешь". Про суп и его появление поняла, про констатацию тоже, спасибо большое!
Аватара пользователя
НастИчка
Последний визит: 09.11.2017 19:13
Дети:
Варя
18.07.2014

#90

Сообщение НастИчка » 31 окт 2017, 15:02

Вы научили ее многим конструкциям, и по просьбе она их отлично выполняет. Теперь подумаем над тем, каким образом в этой деятельности активизировать речь.
Мне бы хотелось расширить варианты постороек, но фантазии не хватает. Что еще может строить Варя, подскажите?))
Про организацию игры: Вы разложили на столе все кубики и кирпичики и предлагаете построить дом. Варя берет кубики сама и в этот момент смотрит только на кубики/кирпичики (даже во время Вашей инструкции). Нам надо чтоб она посмотрела на Вас, как бы сверяясь.
Когда пересматривала видео, отметила, что действительно она практически на меня не смотрит(( Не понимаю почему, как будто боится меня или ошибиться? У нас вообще очень нежные и доверительные отношения. Варя смотрит мне в глаза, когда я сажаю ее на себя и подпираю своими коленями. Мы так любим петь жестовые песенки. Это очень близкое общение. Неужели она меня плохо видит через стол? У нее не такое уж ужасное зрение, всего -то -2 и -1,5
Для Вареньки Вы не скупитесь на похвалу: "Молодец" - слышно часто. Это очень важно для нее, она старается для Вас. Попробуйте еще во время слов "молодец" положить свои ладони ей на плечики или погладить по спинке. Таким образом, Ваши прикосновения усилят эффект слов.
Вот тут не уверена правильно ли я делаю? Дело в том, что когда мы ходили в Монтессори школу, мне педагоги советовали не хвалить ребенка так, иначе она потом будет "работать на похвалу", ждать этого "молодец" и очень расстраиваться, когда похвалы нет. Там предлагают предлагают констатацию "Здорово, у тебя получилось! Смотри, ты поставила и у тебя вышел дом" и т.д. Что вы думаете об этом?
Надо несколько овечек, чтоб и у Муси была такая жеImage.
Марина, у меня 4 детей))) Если у каждого будет по овечке, мы точно превратимся в ферму))))
. Идеальный момент. Варя и кровать строит, и баюкает овечку, умничка! И Вы большая молодец, очень хорошая обучающая игра.
Марина, спасибо большое! Скажите, можно ли продолжать работать с Вами в таком формате? Я присылаю видео- разбираете? Или это очень трудоемко для Вас?
Ответить

Вернуться в «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7)»